«Круг Родченко. Стильные люди», так называется выставка, открывшаяся 17 октября в Ресурсном центре Государственного музея изобразительных искусств РТ. Это уникальное собрание из архивов Московского Дома фотографии, более 80 работ одного из основоположников конструктивизма, родоначальника рекламы и дизайна в СССР Александра Родченко и его соратников. Уникальность её в том, что каждый из снимков, представленных на ней, сделан отнюдь не в цифре, а был напечатан для выставки вручную с оригинального авторского негатива, все они отпечатаны в единственном экземпляре, но самое главное, они отражают атмосферу начала ушедшего века.
Александра Михайловича Родченко относят к классикам советского фотоискусства. А начал свой творческий путь он в Казани. С 1911 по 1914 год учился в Казанском художественном училище. Хотя, в своих воспоминаниях о его работе в Москве, Петербурге, за рубежом, он очень скупо говорит о казанском периоде, как о неком мимолетном времени, все же азы искусства он получил именно здесь. В Казани под руководством Н. И. Фешина, чью школу он категорически не принимал, молодой художник понял, что хочет чего-то иного, не академичного, авангардного. Здесь, в 1914 году, он познакомился с музой всей своей жизни, будующей женой, Варварой Степановой.
«Они уже тогда были авангардистами. Это были люди, которые создавали черное в черном, красное в красном» — говорит о них директор музея изобразительных искусств Р.М. Нургалеева.
Накануне революции Александр и Варвара покидают Казань, едут в Москву, в самую гущу событий. Чуть позже Родченко делает фотографирование не только своей профессией, но формирует взгляд на фотографию как на искусство. Работая на первых пленочных фотоаппаратах века, он создаёт истинные шедевры. Рядом с Родченко в течение 40 лет творит и Варвара Степанова.
«Достаточно сказать, — продолжает свой рассказ Р. Нургалеева, — что этот человек создал более 150 эскизов для первой швейной фабрики в СССР. Она стала своеобразной Коко Шанель Советского Союза. Как и экстравагантные наряды великого модельера Европы, ткани дизайна Варвары Степановой, где пересекались серп и молот, где развивались флаги, красовались звёзды и стремительные линии, как и её эксперименты с фактурой ткани, приводили в замешательство многих».
Они делали новое искусство, главной темой которого, стало строительство нового общества, новой формации, и для них революционная эстетика была не модой, а своеобразной религией, стилем жизни, поэтому-то не просто фотографии представлены сегодня в залах изобразительного музея, но настоящий, уникальный портрет эпохи. Александр Родченко был первым, кто емко и образно показал народ, людей того времени, их одухотворенные идеей лица.
Много места занимают на выставке фотографии самой Варвары Степановой. Она, перевоплотившаяся в комсомолку, пьющая чай, примеряющая шляпку, каждый раз задорно смотрит на нас с работ своего мужа. Не случайно выставка названа «Стильные люди» , акцент её организаторы сделали на отражение стиля эпохи в 1920- х гг. через портреты друзей и знакомых художника. Большое место в них занимает образ одной из самых загадочных и противоречивых женщин XX века Лили Брик. Женщина невыдающейся красоты, она буквально излучает на фотографиях огромное самомнение и уверенность в своей неотразимости, притягивающие к ней мужчин. Моделями А.Родченко был и муж этой удивительной женщины, широко известный в кинематографических и искусствоведческих кругах, Осип Брик, и любивший её до последних дней своей жизни, Владимир Маяковский. А также художник-авангардист Любовь Попова и другие. Причём, в передаче характеров персонажей, их автор ничуть не уступает фотографам сегодняшним, владеющим цифровыми фотокамерами и « фотошопом».
Интересна подача образов. Зачатую это просто голова, одинокая фигура, нередко фотография нерезкая, мягкая, размытая, такая с точки зрения полиграфии сегодняшнего дня могла бы считаться несовершенной, если бы не её особая поэтика, скрытая красота. Правда, подобные фотографии нельзя смотреть на бегу, они требуют от зрителя определенного настроя, желания вникнуть в их тайну.
Даёт представление выставка А.Родченко и на работу самого фотографа. Что только не приходилось предпринимать художнику этого жанра, чтобы сделать хороший кадр. На снимках А.Родченко и его коллеги запечатлены то принявшими неудобную позу, то встающим на цыпочки, то лежащим под ногами солдат. Родченко был первопроходцем во многих нюансах фотоискусства, которые сегодняшнему человеку кажутся совершенно естественными, у него первого появилось понятие ракурса , он автор первых коллажных экспериментов в фотографии.
Выступившая на открытии выставки, Ляля Кузнецова, известный в Казани фотохудожник сказала: «Раньше эти работы можно было увидеть только где-то в журналах. Я в своё время, чтобы увидеть работы мастеров, подобных А.Родченко, ездила в Литву или в Москву в Ленинскую библиотеку. Поэтому радостно, что наступил такой день, когда выставка приехала к нам в Казань, и стоит только прийти в музей изобразительных искусств, чтобы вдохнуть этот неповторимый дух времени, почувствовать эту особую энергетику».
Выставка продолжит свою работу до 5 декабря 2013 г. и кроме всего сказанного, прийти на неё стоит еще и потому, что далеко не все фотографии советского фотографа Александра Родченко, представленные на ней, можно найти в интернете.