Актёр Казанского ТЮЗа, Евгений Степанович Царьков, празднует свой 60-летний юбилей в эту пятницу, 25 октября. Им прожита большая жизнь, пройден долгий творческий путь, полный ранних радостей, следующих за ними огорчений и разочарований, но в целом, довольно успешный.
Родился он в Казани. Оба его родителя родом из села Фролово Буинского района. Села, где было много родственников, и большинство из них певчие. Много песен на два, на три голоса звучало в их доме, поэтому, когда появились дети, сын и дочка, их мама мечтала, что дочь станет портнихой, а сын – артистом. Что может быть лучше, когда надежды, связанные с детьми, сбываются. Отменной портнихой стала дочь, а сын Евгений Степанович, сегодня народный артист РТ. И именно мама привела его на сцену. Пятилетним мальчишкой он уже выступал в ДК им. Кирова на Новогоднем празднике. Затем, заметив, что у восьмилетнего сынишки неплохой слух,опять же мама показала его педагогам музыкальной школы. Слух у маленького Жени признали абсолютным, так он стал учеником музыкальной школы по классу баяна. Позже выяснится, что весьма преждевременно. На этот инструмент брали только с 4 класса общеобразовательной школы, но Женю не взять не могли – самородок! Музыкальная школа №5 г. Казани в то время не имела даже своего здания, несколько классов располагались в ДК, а уроки игры на баяне проходили прямо в фойе бывшего кукольного театра. На экзаменах под ноги мальчика, который был очень небольшого роста, подставляли скамеечку и всё равно из-за баяна, видна была только белокурая челка маленького музыканта, зато детские пальчики не знали устали и никогда не фальшивили. Легко поладил Женя и с фортепиано. Но, к сожалению, решение взять мальчика в музыкальную школу раньше положенного срока сыграло с ним злую шутку. Вскоре, на третий год обучения, на сопутствующих баяну предметах, таких как музыкальная литература и сольфеджио преподаватели стали диктовать настоящие лекции, которые мальчишка не успевал записывать, ведь он совсем недавно научился писать.
«Это сейчас детей готовят к школе заранее, — сетует Евгений Степанович, — Когда сегодняшние дети приходят учиться, они уже умеют писать и читать, в наше время это не было модным, в первом классе мы только буквы по букварю проходить начинали». Словом, с позволения мамы, Женя оставил музыкальную школу, но не музыку, потому что продолжал самостоятельно заниматься, подбирая мелодии на слух. «Заставлять меня не приходилось, рассказывает артист, — желание было огромным. И первую свою свадьбу я отработал уже лет в 9-10».
Но виртуозная игра на баяне и пение только одна из граней его разнообразного таланта. Позже, уже подросшего Евгения потянуло в драмкружок, где педагогами его были артисты старой гвардии Качаловского театра: лауреат государственной премии им. Г. Тукая, Ю.С. Федотов и не менее знаменитая Л. В. Маклакова. Помогли ему в учебе и природные данные в музыке, пении и танце. И все же актёром театра Евгений стать не собирался. Ему пророчили карьеру артиста циркового жанра, с поставленными номерами клоунады, он объездил все пионерские лагеря республики и ему рукоплескали не только дети, но и взрослые. Его педагог, бывший артист-клоун ждал только момента, когда юноша, закончив десятилетку, сможет поехать в Москву, обещал помочь с поступлением в цирковое училище. Вмешался Случай. Товарищи по драмкружку уговорили, окончившего восьмилетку, Евгения, поступать в Казанское театральное училище, просто так, «за компанию». Тот долго не соглашался, ведь его цель была клоунада, но, как водится, именно он и поступил, а товарищи, что уговаривали его, остались не у дел!
Признав яркую одаренность молодого артиста, его, по окончанию театрального училища, пригласили к себе сразу два театра. Бугульминский драматический и Казанский ТЮЗ. Евгений поехал в Бугульму, проработал там полгода до призыва в Армию. Изо всех сил старался оттянуть уход в армию хоть на несколько дней. «Жена у меня тогда была в положении,- поясняет актёр, — так хотелось узнать, кто у меня будет первенцем!»
И как не шли навстречу перспективному артисту и просто хорошему парню в Бугульминском военкомате, он был мобилизован в ряды Советской армии в город Горький, ныне Нижний Новгород, за четыре дня до появления на свет его первого сына.
«Но зато мне потом дали отпуск. Узнав, что я баянист, а в части не было даже баяна, меня командировали домой с одним условием, чтобы я привёз баян,» -улыбается Евгений. «Есть, привезти в часть баян!»- ответил «Василий Тёркин» 70-ых, прищурив проникающие в душу лукавые глаза весельчака, и умчался в родную Казань, где и на новорожденного сына посмотрел и привёз баян, с которым был неразлучен всё время службы.
Отдав долг родине, по возвращению из рядов советской армии , Евгений пошел прямиком в ТЮЗ. Были, правда у него раздумья, манила и сцена большого академического Качаловского театра. Но, послушав совета своих педагогов, что с его небольшим ростом и телосложением он будет востребован в ТЮЗе в полной мере, тогда как на огромной сцене большого театра лишь в первое время сможет играть роли подростков, а, повзрослев, скорее всего, выйдет в запас, он сделал выбор в пользу ТЮЗа, где работает по сегодняшний день. Сыграл около сотни ролей, среди которых много главных и ролей второго плана, и все они с неповторимым характером. Самые запоминающиеся из них: Малахов в спектакле «Остановите Малахова!» Хомяк в «Бумбараше», Ланцелот в «Драконе»Е.Шварца; Валера в знаменитом «С любимыми не расставайтесь» А.Володина, Ипполит в спектакле «Не все коту масленица» и Счастливцев в «Лесе» А.Островского, Золотуев в вампиловском «Прощание в июне». В настоящее время имя Евгения не принадлежит к числу особо громких имён театра юного зрителя, но он свободен от штампов, которыми обрастают актёры со временем. В его игре нет ни тени украшательства, ни малейшего признака позы или вычурности. Но именно эта строгая безыскусственность в творчестве сегодня дорого стоит.
Роли, которые он играет, отличаются интересным подходом и правдивостью. Это сдержанно суровый, словно несущий на своих усталых плечах тяжелую ношу больших забот, Шериф Томас в «Продавце дождя» Ричарда Нэша; неповторимо талантливо сыгран комичный Замухрышкин в «Игроках» по Н.Гоголю; по-человечески просто — Панталоне в спектакле «Король-олень» по сказке Гоцци и др.
С кино ему повезло чуть меньше, чем с театром. В 1981 снялся он в эпизоде в кинофильме Н.Михалкова «Родня», и совсем недавно в картине «Сокровища озера Кабан» режиссера Дм.Коробкина.
Творческий путь актёра, отдавшего все свои дарование неутомимому служению детям, — путь славный и достойный уважения. Придя в театр для детей, Евгений Царьков словно принял некую душевную присягу святому делу – воспитанию подрастающего поколения. Ведь именно детский театр формирует вкус маленького зрителя, его взгляды на искусство в целом. Играть для детей Евгений Степанович считает особо ответственным. «Ни раз приходилось слышать: сказку, что не сыграть! А вот попробуй-сыграй! – говорит он, — Дети ведь сразу видят, где враньё, где нет, как и в жизни. Ребенку надо преподнести всё так, чтобы он поверил, чтобы не потерять его внимание, чтобы он не переставал следить за тобой и за действием на сцене. Вот это сложно! Взрослый может встать и уйти, а малыш ведь будет разговаривать, или даже плакать, если ему неинтересно. Завладеть аудиторией детей, это тоже своего рода искусство».
В детских спектаклях он создал целую галерею образов, побывал и Волком в «Заячьем сердце», и Кроликом в «Винни — Пух и все, все, все…», Папой Карло — «Приключения Буратино в стране дураков», и Слепым Пью в «Острове сокровищ», список этот можно было бы продолжать очень долго.
Два сына Евгения Степановича артистами не стали, хотя играли на профессиональной сцене, когда были детьми. Старший, Андрей учеником второго класса играл в спектакле «Дракон». Когда вышел на сцену младший, Кирилл, ему было два с половиной года. То был спектакль «Мать Иисуса». Говорят, глаза у малыша были такими, что зрители плакали. Андрей закончил биофак Университета, затем увлёкся медициной, окончив курсы в Москве и Петербурге, стал изготовлять протезы по индивидуальным проектам, т.е. лечить увечья, как ваятель, а не как равнодушный костоправ. Младший закончил КАИ и работает по специальности, ремонтирует и выпускает на линию самолёты. «Хорошие ребята, вышли в люди, — с едва скрываемой гордостью говорит о них Евгений, — Я не могу не радоваться, глядя на них».
Нет ничего лучше, когда дети оправдывают ожидания своих родителей. Повезло Евгению Степановичу и в личной жизни. Без малого 35 лет прожил он со своей женой, которую в разговоре нежно называл Валюшей. «Не разу за всю жизнь не то, что ссоры, даже укора я от неё не слышал по поводу моей профессии. Поэтому я ей благодарен, очень ценю и люблю её, особенно за то, что в своё время, когда мальчишки наши были маленькими, а я часто бывал на гастролях, она всегда одна с ними оставалась. Дай Бог ей здоровья и слава ей, что она вырастила таких детей».
Многолетний опыт, упрямство, запас многотерпения привели Евгения Царькова к зрелому мастерству.Одной беседы с ним достаточно, чтобы ощутить наполненность жизнью, присущую ему. Но самое замечательное, что на мой вопрос: «А если б была возможность прожить жизнь заново, Вы выбрали бы этот путь?» юбиляр, не задумываясь, ответил: «Да, конечно!»
Фото: inkazan.ru